Эксперты спорят о снижении НДС
Открыто выступил против программы-2020 Минэкономразвития министр финансов Алексей Кудрин. С Минфином согласна меньшая часть опрошенных «Ведомостями» экспертов.
«Базовый сценарий развития экономики России несет угрозу стабильности финансовой системы», — заявил вчера Кудрин на заседании бюро правления РСПП, переведя таким образом давно тлеющий между Минфином и Минэкономразвития конфликт в публичную плоскость. Главное в их споре — снижать ли НДС до 12%.
Минэкономразвития пишет о необходимости снизить НДС, а выпадающие доходы заместить нефтегазовыми. Это увеличит инфляцию на 3,8%, рост будет ноль, пугает Кудрин: «С точки финансовой стабильности это все равно что гасить пожар керосином».
В 2020 г. с такой политикой страна уйдет в минус, предупреждает Кудрин: баланс доходов и расходов бюджета составит от -0,8% до -1,4% ВВП. Финансовый кризис на мировых рынках и некоторое снижение нефтяных цен уже показали, что российская макроэкономическая стабильность не так сильна, как казалось раньше, объяснил вице-премьер.
В августе и сентябре из России стал уходить капитал, немного девальвировался рубль и подешевела нефть. Эти 1,5 месяца — маленькая модель реального экономического климата России, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: уже начала увеличиваться стоимость заимствований, что плохо сказывается на платежном балансе. «Минэкономразвития рассчитывает, что в ближайшие 10-15 лет иностранные инвесторы будут продолжать дружно идти в ногу с государством и финансировать нужные проекты. Есть очень большие сомнения, что все будет происходить именно так», — говорит Гавриленков. Макроэкономическая стабильность должна стать приоритетом экономической политики, убеждал Кудрин членов РСПП.
Если полностью соответствовать стратегии Минфина, когда доходы федерального бюджета относительно ВВП падают, то ситуация в экономике законсервируется, вздыхает Наталья Акиндинова из Центра развития, а Минэкономразвития затушевывает проблему увеличения бюджетных расходов.
Баланс интересов между экономическими агентами — правительством, банками, компаниями, населением — легче достигается при низкой инфляции, уверен Гавриленков, а при инфляции в 15% баланса не может быть вообще. Сейчас главной головной болью правительства должно быть снижение инфляции, на чем как раз и настаивает Кудрин, все остальное вторично.
Чиновник в правительстве жалеет Кудрина: «Каждый бизнесмен будет поддерживать идею снижения налогов. Налоги — очевидная штука: здесь и сейчас, а низкая инфляция — далекая мечта».
Предправления ОАО «Синергия» Александр Мечетин не сомневается: политика министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной больше отвечает современному состоянию российского бизнеса. Страна вполне может встать на инновационные рельсы и не фокусироваться только на монетарной политике, говорит он. «Если бы мы не размещали наши средства во Freddie Mac и Fannie Mae, а тратили их на дороги и инфраструктуру, мы бы уже сегодня получили дивиденды, на порядок превышающие потери от ипотечного кризиса в США, — считает совладелец Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов. — Я поддерживал и поддерживаю снижение НДС. Надо инвестировать в развитие российской промышленности и экономики в целом». Реальному сектору нужно прежде всего снижение НДС, говорит председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев: «Рост цен — серьезный риск, но он может быть нивелирован мощным ростом экономики».
Основатель «Нортгаза» Фархад Ахмедов считает, что в нынешней сложной экономической ситуации надо поддерживать сырьевые компании, особенно нефтегазовые, жесткий подход Кудрина ему кажется неверным.
Высокопоставленный источник в правительстве сказал, что вопрос со снижением ставки НДС не закрыт и инновационный путь останется приоритетом. На вопрос «Ведомостей», сторонник ли он сам снижения ставки НДС, он уверенно сказал «да», но повторить это официально отказался. Позиция Кудрина сильна, его мнение для премьера определяющее, заключил он.
Помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович знает, что в ближайшие несколько недель на совещании у президента и председателя правительства должна быть поставлена точка в ведомственном споре.
Недорослев проводит аналогию: «Минэкономразвития и Минфин — как две разные кафедры вуза: кафедра экономики, которая отвечает за развитие, и строгая кафедра финансов, которая все контролирует; но решение принимает ректор, отвечающий за вуз».
Связывать высокую инфляцию со снижением НДС неправильно, считает председатель совета директоров «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили: «Мне как бизнесмену нужны равные с остальными компаниями условия, снижение налогов и либерализация кредитной системы». Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков не говорит, чья точка зрения ему ближе: «Это сложный вопрос, его надо обсуждать детально, с черно-белыми полутонами, а не по телефону».
Президент IBS Group Анатолий Карачинский признает описанные Кудриным риски серьезными. Но непонятно, говорит он, как Минфин предлагает решать стратегические задачи развития инновационной экономики, а не только обеспечивать макроэкономическую стабильность: если компанией управляет финансист, который все время говорит, что ни на что нет денег, то компания не сможет решить стоящие перед ней задачи. Карачинскому кажутся разумными меры по снижению НДС, хотя этот налог не основной для его бизнеса. «Важнее наладить такое администрирование НДС, чтобы компании были в равных условиях», — заключает он.
Управляющий партнер группы компаний Alcon Александр Сорокин хочет дождаться выбора премьера и президента. Хуже всего, если правительство ограничится паллиативным решением по принципу «ни нашим, ни вашим», опасается он: нужны качественные, тщательно проработанные документы развития, свободные от недомолвок и межведомственных разногласий.
Источник: www.vedomosti.ru